Символика и особенности

НАЗВАНИЕ

Словосочетание «Барабан Дхармы» (法鼓) встречается во многих буддийских текстах. Например, в Лотосовой Сутре (妙法蓮華經) говорится:

«Да склонятся Небеса и люди в почтении! Вращается Колесо Высшей Дхармы, раздаются удары в великий барабан Дхармы, звучит звук великой раковины Дхармы, распространяется великий дождь Дхармы, бесчисленные чувствующие существа спасены – и мы все будем верить и просить, чтобы звучали эти глубокие звуки».

«Бить в великий барабан Дхармы» значит издавать звуки, преображающие ум с помощью Учения Будды, дарующие людям счастье и покой. Название Фагушань, имеющее такие классические аллюзии, было дано горе из-за ее формы, напоминающей лежащий барабан.

ЭМБЛЕМА

Эмблема Фагушань – это ладонь Будды, вращающего Колесо Закона. Этот жест известен как «дхармачакра-мудра» или «мудра проповеди», «мудра Колеса Закона» (кит. 說法印 шо фа инь).

Будда давал Учение ради того, чтобы чувствующие существа освободились от омрачений ума, и эта мудра символизирует такое освобождение. Эмблема Фагушань – это выражение духа буддийского учения и заботы о мире. Вместе с тем левая часть эмблемы формой напоминает гору, символизируя Фагушань, а правая — сидящего монаха, пребывающего в глубокой медитации, в тишине и покое. У горы слева три вершины, и это символизирует Три Драгоценности – Будду, Дхарму и Сангху, — дарующие миру свет мудрости и покров сострадания.

Особенности школы

Шифу Шэн Янь был учеником двух выдающихся Мастеров – Мастера школы Цаодун (曹洞 ) Дунчу и Мастера школы Линьцзи (臨濟 ) Линъюаня (靈源 1902-1988). Таким образом Шифу стал преемником сразу двух главных школ чань-буддизма.

Дух школы Цаодун заключается в принципе «расслабь тело и ум, живи в настоящем». Линия Линьцзи учит «в моменте возникло – в моменте оставлено»

Шифу Шэн Янь через собственные практику, понимание и интерпретацию не только возродил метод мочжао школы Цаодун, но и преобразил содержание и сущность метода хуатоу школы Линьцзи. Так возник своеобразный стиль современной чаньской школы, сочетающей в себе концептуальное осмысление и практику. Кроме того, благодаря наследованию двум линиям передачи Дхармы, школа стала известна как «линия Фагу».

Чань-буддийская школа Фагу развивает основные идеи индийского буддизма и признает достоинства тибетских буддийских школ – это источник, питающий и поддерживающий развитие китайского буддизма в настоящем и будущем. При этом школа основывается на китайской традиции передачи. Ее отличают гибкость, толерантность, адаптивность, доступность, нацеленность на общественное одобрение и другие качества, отвечающие потребностям современного мира. 

Цель создания «школы Фагу» Шифу Шэн Янь видел в том, чтобы вдохновить монахов и мирян на восстановление чань-буддизма, на то, чтобы взять на себя миссию преемственности и принести пользу широким массам людей.