Отзывы о ретритах

Отзыв Вадима Шумилова,  участника ретрита 7-дневного в 2019 году 

«В коментариях к постам ниже меня просили рассказать чуть подробнее про чаньский ретрит, с которого я недавно вернулся. И это правильно: с одной стороны, мне самому интересно и важно отрефлексировать это событие, а с другой, это может быть интересно моим френдам. Кому-то из них, наверное, потому, что для большинства людей буддийские затворничества есть что-то предельно далекое и экзотическое. Другая часть френдов, напротив, плотно погружена в эту тему и им важно понять, дельным ли был ретрит, полезным ли, насколько грамотно организован, есть ли смысл ехать самим.

Что же, попробую рассказать.

Ретрит – это временный уход из привычной жизни, погружение в какую-то созерцательную практику или набор таких практик. Обычно на время ретрита человек уезжает в специальное тихое место, принимает обет молчания, обрывает любое общение с внешним миром, соцсетями и т.д. Все это нужно для того, чтобы не рассеиваться на второстепенные вещи, не отвлекаться на обыденные бытовые вопросы и попытаться действительно сосредоточиться на главном.

Зачем люди едут на ретриты?

Наверное, все по-разному. Кто-то хочет углубиться в своих практиках, достичь состояния внутренней тишины, развить чувствительность и осознанность. Кто-то хочет просто получить новый интересный опыт. Для кого-то это религиозная практика следования по пути будд и бодхисаттв для достижения конечного пробуждения. Для меня же это была в большей степени попытка понять, действительно ли чань-буддизм – это и есть мой путь и мое пристанище.

Более 30 лет я нахожусь в поисках того, что мог бы назвать своим домом, своим пристанищем. Стучусь во все двери, и мне действительно везде рады. Но побыв какое-то время в рамках того или иного учения, изучая и практикуя его, я со временем понимаю, что слишком много здесь того, что я не могу принять, что не резонирует с моим сердцем, разумом, ценностями, мироощущением. Приходится тепло прощаться и идти дальше. И я думал, что, возможно, бамбуковая хижина чаньского мастера и есть то место, где я почувствую себя «дома». 

Забегая вперед, скажу сразу – нет, не почувствовал. 

Мой флирт с буддизмом был многообещающим, а со школой Чань мы даже закрутили бурный роман, но к бракосочетанию он так и не привел. Не буду вдаваться сейчас в детали, в чем именно мы не сошлись характерами, и уж тем более я не планирую заниматься критикой буддизма. Мы расстались друзьями, я взял у чань-буддизма много полезного для себя и очень благодарен за этот опыт. Кстати, да – если решаете для себя, ехать ли на подобный ритрит, обязательно поезжайте.

Что же до меня, то я не встретил Будду и не обрел просветление. 

Но я встретил себя и понял, что мне не нужно просветление.

Примеряя на себя буддийскую картину мира, я понял, что не готов отказаться от того, что действительно считаю ценным и значимым. 

И я также понял, что мне больше ничего не нужно искать вовне и что мне не нужны религии и духовные учения.

Я верю в открытое, любящее и сострадающее сердце. В разум, не останавливающийся в познании истины. В волю, направленную на благо всех живых существ. В верность выстраданным ценностям и глубинным смыслам.

Верю в шум дождя за окном и шелест осенних листьев. В улыбку утреннего солнца и беззащитность хрупкого цветка. В горьковатый кофе в любимом кафе с дорогим для тебя человеком. В теплоту объятий и боль расставаний. В детский смех и беспредельность звездного неба.

Мой путь – открытость каждому мгновению этой жизни. И нет никакого другого пробуждения, кроме как пробуждения к реальности настоящего момента и привнесения в него мудрости и любви.


Статья для журнала Humanity magazin 

Chang Xiang* Фаши, посетивший Россию в июле, делится своими впечатлениями.

*Чан Сян Фаши — один из монахов, которые сопровождали Го Сина Фаши в 2019 году

Жизненная сила берёзы

Берёза — национальный символ России. Просыпаясь раньше многих растений после суровой зимы, это дерево пускает живые зелёные ростки. Подобная жизнеспособность присуща и духу россиян, хранящих воспоминания о последнем визите Мастера Шэн Яня в 2003 году. 

Врата беспредельного — УЦзиМэнь

В июле этого года главный наставник зала Чань в монастыре Фагушань Го Син Фаши, в сопровождении Чан Сиан Фаши и Ен И Фаши, приехал в Россию и провел очередной ежегодный чаньский ретрит. Перед началом ретрита Фаши посетили дом Александра Житомирского, основателя центра Уцзимэнь , практикующего традиционные китайские боевые искусства и буддизм традиции Чань на протяжении многих лет. Двадцать лет назад (1998 год) Александр пригласил Мастера Шэн Яня в Санкт-Петербург и был одним из организаторов первого пятидневного ретрита под руководством Мастера. С тех пор ученики Уцзимэнь составляли большую часть участников ретритов в традиции Чань, проведённых в России Мастером и его учениками. Для Александра Мастер Шэн Янь написал каллиграфию «Сердце Чань», каждый гость в доме Александра может её увидеть.

На третий день без практики, её отсутствие заметно каждому

Мы говорили с Александром о боевых искусствах, каллиграфии и медитации. Припомнили слова знаменитых пианистов: «Если я не играю один день, то это заметно мне, если два дня — заметят музыканты, а если не играть три дня, то это заметит каждый». Этот пример иллюстрирует значимость непрерывной практики и в полной мере относится к медитации. Мы пришли к выводу, что испытывая трудности при изучении боевых искусств или медитации, все используют свою «занятость» как оправдание отсутствию усердия, на самом деле за «занятостью» кроется злейший враг — лень.

Во время ретрита, после занятий в зале и практики сидячей медитации Фаши водил участников в берёзовую рощу. Практикующие рассказывали нам, что берёза — это первое дерево нового леса, рано чувствующее приход весны, символизирующее жизненную силу и дух россиян. Думаю, именно этот дух позволил продолжать практику традиции Чань в России, после последнего ретрита, проведённого Мастером Шэн Янем в 2003 году.

Пятнадцать лет практики

Кроме однодневного и семидневного ретритов, Фаши также провели две встречи, рассказывая о практике. На них присутствовали люди, знакомые с буддийской литературой, в основном Тибетской и Южной (Тхеравада) традиций, книги о Чань-буддизме на русском языке не так распространены. У интересующихся есть возможность знакомства с концепциями взаимозависимого возникновения, причин и условий и пр., но это не прямая связь с учением Будды, а практика методов Чань, подобно свежему ветру, вдохновляла участников встреч, даже после их завершения, продолжать с жаром задавать Фаши вопросы.

Российские практикующие говорят, что изучать Чань в России не так просто. В составе Российской Федерации есть несколько республик, главной религией которых традиционно считается буддизм. В основном распространён тибетский буддизм, его часто исповедуют потомки монголов. Русских буддистов не много. Говорят, что ближе познакомиться с Чань можно только в Москве. Обучение методам школы Чань не так доступно.

Несмотря на то, что благодаря современным технологиям, получить сведения о буддийском учении очень легко, обилие информации, без живой связи с Дхармой, также может привести в смятение. Учение должно быть явлено людям, чтобы затронуть их сердца. В прошлом году в Сангху был принят русский Бодхисаттва* (монах) — это возможность сблизить традицию Чань с Россией. Я надеюсь, что семена Дхармы, посеянные Учителем в 1998 году, будут продолжать расти и процветать в сердцах русских Боддхисатв. 

(Выдержка из журнала «Барабан Дхармы» 357)

* Речь идёт об Андрее Архутике, проходящем обучение в монастыре Фагушань на Тайване (прим.редактора)