Вопрос:
Как известно, практика состоит из двух составляющих — формальной сидячей практики, и неформальной, которую мы выполняем в течение всего дня, каждый раз, когда вспоминаем об этом. Но при этом разные учителя дают очень разные рекомендации, какие именно методы лучше использовать для неформальной практики. Один учитель учит постоянно осознавать положение своего тела, что бы мы ни делали, другой рекомендует фокусироваться на расслаблении, и т.д. Мастер Шэн Янь в одной статье советует в неформальной практике удерживать всегда внимание на дыхании, а в другой статье советует практику непребывания — постоянно наблюдать за своими мыслями, которые при этом растворяются. Так как же выбрать для себя неформальную практику? Может быть, есть какие-то рекомендации на этот счет? Или практику дает только учитель, зная ученика и его способности? Или есть какие-то общие правила?
Ответ:
Существуют очень разные подходы к выбору практик. Есть учителя, которые владеют только каким-то одним методом и именно его они и рекомендуют всем ученикам. Этот подход может очень хорошо сработать для вас, если вам подходит этот способ практики. Другие учителя обладают большим «арсеналом», у них много различных медитативных практик, которые они сами применяли в собственной жизни и которые они могут рекомендовать ученику, зная его уровень и способности.
Существует немало историй про учеников, которые занимались у одного мастера 9 лет, но при этом не достигли никакого успеха. Но стоило им перейти к другому мастеру, как тут же они достигли просветления. В сутре помоста есть такие примеры[1]. Поэтому так важен выбор учителя, который бы, во-первых, видел ученика, а во-вторых, сам был бы продвинутым практикующим.
Если самому выбирать себе практику, это тоже допустимо, и базовая рекомендация в этом случае – пробовать. Действительно, практик очень много. Следует взять какую-то практику и практиковать ее полгода. Если за полгода вы чувствуете, что эта практика хороша для вас, она приносит свои плоды, не слишком тяжела для вас, то вы можете практиковать ее очень долго. Но может быть и так, что именно этот способ для вас тяжел, неприятен, не приводит ни к каким достижениям, вызывает ощущение, вы топчетесь на одном месте. В этом случае можно – и это нормально – данное упражнение отложить и попробовать что-то другое.
Практики чань можно условно разделить на две категории. Одни из них взращивают спокойствие, а другие – мудрость. Когда мастер Шэн Янь говорил о дыхании, это практика развития спокойствия, практика успокоения ума. В другое время и перед другой аудиторией он говорил о практике непребывания, и это практика развития мудрости. Если вы практикуете одно из упражнений, направленных на успокоение ума, то, рано или поздно, практика, направленная на взращивание мудрости, вам тоже понадобится.
Итак, вот две базовые рекомендации.
Во-первых,
выбрать практику и дать себе полгода. Если практика идет очень тяжело, «со
скрипом», то, возможно, это не ваша практика и ее можно сменить. Или если она
идет хорошо и вы чувствуете себя уверенно, то можно продолжать практиковать
этот метод.
И второе – это то, что на
горизонте в несколько лет и практики успокоения ума, и практики взращивания
мудрости должны присутствовать обе.
[1] См.: Алтарная сутра Шестого Патриарха: Маха-праджня-парамита сутра самой высшей махаяны мгновенного учения южной школы (На русском и китайском языках) / Пер. с китайского А.В. Волкотрубова – Чита: Экспресс-Издательство, 2017., стр. 85: «Чжичжэн, дважды поклонившись в ноги Патриарху, сказал: «Я изучал у учителя Шэньсю буддизм 9 лет, но не достиг прозрения. Сегодня, только услышав Ваши слова, я сразу достиг понимания своего изначального сознания».
Последовательный перевод: Анна Зотова.
Стенограмма и редакция: Вадим Шумилов.