Фрагмент сессии с Янь Фа Фаши
На последней сессии с Янь Фа Фаши от 8 ноября 2025 речь шла о причинах, условиях и следствиях. В качестве демонстрации Фаши привёл этот фрагмент из фильма «Загадочная жизнь Бенджамина Баттона».
Благодаря вопросам Владимира мы также получили возможность услышать ответ Наставника на вопросы о том, можем ли мы быть свободными и что такое свобода.
Вопрос:
Если я правильно понимаю, то есть закон причинности, кармы: хорошие поступки ведут к благим состояниям, плохие поступки ведут к неблагим состояниям. Но также на меня в каждый данный момент действует вся вселенная: всё, что я говорю прямо сейчас, каждое моё слово – это результат не только всей моей жизни, но, может быть, и жизней моих предков – и вообще всей вселенной в данный момент. То есть я механически совершенно детерминирован. Как я могу совершить действие, ведущее к благому? Вся моя предыстория, вся моя судьба – и не только моя, но и моих родителей, и родителей моих родителей – обусловливают то, что я прямо сейчас делаю. Наша с вами встреча сейчас тоже обусловлена и моей, и вашими кармическими линиями. Как же я, несмотря на это, могу двигаться здесь свободно? Возможно ли это?
Ответ:
Вопрос о том, как мы можем быть свободными. В буддизме считается, что то, как мы рождаемся, где мы рождаемся, мальчиком или девочкой – это результат прошлых условий, это определено прошлым. То, что мы делаем, говорим, думаем сейчас – это результат условий нашей нынешний жизни. Так, мы рождаемся и растём в конкретной культуре, получаем какое-то образование. То есть наши действия как бы вырастают из всего этого – время проходит, и мы развиваемся так, а не как-то иначе.
Будда говорил, что да, мы можем быть свободными. Но нам надо практиковать, надо потратить какое-то время для того, чтобы двигаться в сторону свободы шаг за шагом. Что-то вроде взращивания благих условий, которые помогут нам сделаться свободнее, совершать всё более свободные действия. А что подразумевается под “более свободными действиями”? Это означает, что мы можем быть свободными от тех концепций, которые представляются неверными, и совершать правильные поступки.
Я хочу поговорить о том, что такое свобода. Как понять, обладаем ли мы по жизни свободой воли? Это очень интересный и важный вопрос для нас, как буддистов и практикующих. В буддизме есть обеты, пять обетов: не убивать, не воровать, не практиковать недолжное сексуальное поведение, не практиковать неблагие формы речи, не употреблять средства, изменяющие сознание. Обеты, в действительности, это не просто правила для нас: они могут позволить нам понять, обладаем ли мы свободой воли. Например, кто-то причиняет нам вред, делает нам больно и, возможно, в ответ у нас появляется желание убить его. В этот момент мы можем выбрать, убивать или не убивать. Приняв и придерживаясь обетов, мы знаем, что убивать – это плохо, а не убивать – хорошо. И вот в этом месте у нас может быть свободная воля к тому, чтобы выбрать правильное действие, то есть не убивать. Вся ситуация в целом – нам причиняют вред, появляется желание убить, мы не убиваем – позволяет нам убедиться в том, что у нас есть свобода воли.
В буддизме понятия свобода и свободная воля не подразумевают, что мы можем делать всё, что угодно. Свобода и свободная воля в буддизме соотносятся с правильными взглядами. Приняв обеты, мы можем по жизни делать правильный выбор, можем контролировать себя – это настоящая свобода.
Понимаете ли вы отличие свободы, о которой речь идёт в буддизме, от свободы в общепринятом смысле? Возможно, в общепринятом смысле свобода – это вседозволенность. Но в буддизме истинная свобода – это возможность делать такой выбор, чтобы поступать, говорить и думать в соответствии с правильными взглядами.
Я сам много размышлял в своё время о том, что такое свобода. И это мой ответ.
Мне раньше нравился цыплёнок из KFC. И вот несколько лет назад мне приснился сон, в котором друг предложил мне это блюдо. Мой ответ ему во сне удивил меня самого. Я сказал: “Если у них будет вегетарианский цыплёнок, я съем”. То есть я действительно любил есть цыплят, но, оказалось, что теперь жизнь, в том числе жизнь цыплёнка, я ценю выше. Проснувшись, я подумал, что свободен, даже во сне свободен от желания, и могу сказать себе, что и в самом деле питаю уважение к жизни.
Так вот к вопросу о том, как стать свободным. Я думаю, что перво-наперво надо понять, что подразумевается под свободой в буддизме.
Вопрос:
Если вернуться к фрагменту фильма. Как девушка могла бы освободиться? Через осознанность, памятование? Если бы она была внимательней, она бы не попала под машину? Ведёт ли практика осознанности к свободе? Ведёт ли к свободе применение метода практики?
Ответ:
У меня к вам в ответ вопрос: знакомы ли вы с историей Шакьямуни Будды? Знаете ли вы, как проходила его жизнь в этом мире после того, как он достиг просветления? Он жил ещё лет сорок. С ним не случалось ничего дурного после того, как он стал Буддой?
С ним происходили ужасные вещи: у него вырезали всю семью, он умер от поноса и т.д. Несмотря на просветление, всё происходило как с обычным смертным человеком. Думаю, по тем временам обычные люди жили не хуже, чем Будда.
В буддизме мы не стремимся к тому, чтобы избегать неприятностей. Потому что всё, что случается, имеет отношение к причинам, условиям и следствиям – то есть всё происходящее правильно, это результат, для которого созрели условия и пришло время проявиться. В случае результата или следствий речь не идёт о том, хорошо это или плохо – это просто правильно, этому положено случиться.
И мы снова можем обратиться к тому, что такое в этом смысле свобода. Когда что-то происходит, и мы знаем, что происходящее имеет отношение к причинам, условиям и следствиям, мы можем контролировать себя и выбрать, как отнестись к происходящему. Мы можем выбрать правильное действие в отношении происходящего. В буддизме именно это подразумевается под свободой.
Например, Будда, приняв пищу в последний раз в жизни и поняв, что отравился и умрёт, сделал следующий выбор: он сказал окружавшим его людям, что эта еда была самым восхитительным, что он пробовал в своей жизни. Почему он так поступил? Во-первых, он выбрал встретиться лицом к лицу со случившимся. А во-вторых, он предвидел последствия, которые повлечёт за собой эта ситуация для человека, приготовившего еду: что он, вероятно, будет убит, и потом, века спустя, все будут обвинять его в том, что он стал причиной смерти Будды. Поэтому Будда сказал то, что сказал, продемонстрировав таким образом, что свободен от страха смерти, и проявив мудрость и сострадание в отношении другого человека. Своими словами Будда освободил и себя, и его.
В заключение я хочу сказать, что буддизм не призывает нас избегать неприятностей: он призывает нас к тому, чтобы встречаться с последствиями, в том числе неприятными, без жажды, гнева и невежества.
Вопрос:
Но всё-таки. Как, по мнению Фаши, должна бы была вести себя Дейзи, чтобы освободиться? Где её путь к освобождению, есть ли он? Или она просто должна была принять то, что есть?
Ответ:
Не просто принять то, что есть. Ещё раз: речь о том, чтобы принимать случившееся без жажды, гнева и неведения. У Дейзи оказалась сломанной нога, и это, разумеется, может вызвать различного рода эмоции, которые повлияют на её жизнь в будущем. Важно следующее: мы смещаем фокус внимания с избегания неприятностей на то, чтобы избегать жажды, гнева и невежества, имея дело с тем, что уже случилось. Очень важен правильный взгляд: именно он помогает совершать правильные действия.
