Отрывок из Skype-встречи с Го Сином Фаши в апреле

Вопрос:
Как перейти в практике «Безмолвного Озарения» со второй стадии на третью, с фокуса на тело к фокусу на пространство.

Ответ мастера Го Сина:
В формулировке этого вопроса есть такой момент: используется слово «перейти», как будто есть один объект сосредоточения и с него надо перейти на другой. Но, в принципе, там нет «перехода» как такового, потому что в этой практике нет явного объекта созерцания. У нас есть тело, у нас есть дыхание, мысли, мы их наблюдаем, но мы не концентрируемся на них. Поэтому там как такового сознательного «перехода» нет.

Мы часто говорим о том, что есть какие-то объекты, за которыми мы наблюдаем, например, наблюдаем за дыханием, наблюдаем за мыслями, но что важно в этой практике – это тотальность. Написано, что «восприятие всего тела» – это не отсылка на тело, а указание на то, что должна быть полнота восприятия, которая не сосредоточена ни на чем конкретно. Переход с первой на вторую стадию как раз и заключается в том, что мы от наблюдения дыхания, от наблюдения отдельных явлений, отдельных мыслей переходим к несфокусированному созерцанию. Т.е. практикующий осознает, как он дышит, какие мысли возникают (т.е. мысль прошла, мысль ушла), но ни на чем не фокусируется. В этом и заключается основное отличие именно этой практики от большинства видов медитации, потому что в начальной стадии медитации они предполагают наличие объекта, а здесь именно не-сфокусированность и не-обращение специального внимания ни на что.

Можно сравнить это с зеркалом. Мы из фокусной линзы превращаемся в зеркало, у которого в принципе нет какого-то особого объекта, который оно отражает. Оно не выбирает, что ему отражать. Оно просто бесстрастно отражает все, что напротив него, и постепенно в этом отражении растворяются ощущения тела и выявляются ощущения как внутренние, так и внешние. Например, какие-то запахи и звуки из внешнего мира.

Поэтому третья и четвертая стадии, (т.е. переход к осознанию пространства и растворению границ между телом и пространством) происходят сами собой по мере по мере развития этого состояния зеркала. Т.е. из внешнего мира (а что значит воспринимать внешний мир, – в основном это звуки) в этот момент сознание воспринимает какие-то звуки, и не нужно пытаться их дифференцировать, как-то анализировать, цепляться за них, что вот это – звук музыки, это – машина проехала, это – люди разговаривают, а наоборот – пропускать все звуки, которые приходят, и дальше это растворение происходит естественным образом.

Немного подробнее про третью стадию.

У нас есть пять органов чувств и ум, которые воспринимают зрительные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения и мысли, концепции. На третьей стадии мы работаем именно с этим. Из состояния зеркала, когда зеркало не выбирает, что оно отражает, как оно интерпретирует, оно просто зеркально отражает ту реальность, которая происходит вокруг него. И задача практикующего –  добиться такого состояния.

Что касается последнего органа, то есть ума, который воспринимает идеи, то тут может показаться, что есть некие объекты, наши мысли, и есть ощущения в теле, как объекты восприятия. Но здесь нужно пестовать то же самое состояние: все воспринимается, ни за что не цепляется состояние зеркала.

Обычно сознание воспринимает все, что поступает от органов чувств плюс мысли, и задача в том, чтобы добиться такого тотального восприятия (totality). Состояния, в котором и мысли, и ощущения тела уже тоже не воспринимаются как объекты, а есть целостное, холистичное воспристие, которое не разделяет.

Этот переход от первой стадии ко второй, от предметной к беспредметной, немного напоминает обращение c маленьким ребенком. Маленькому ребенку все хочется трогать, и это, и то, и «дай это пожевать», и ум – как этот маленький ребенок. В одни момент «дай-ка я посмотрю на дыхание», в другой – «у меня ноги болят», в третий – «послушаю, кто там вошел». И мы с этим умом обращаемся как с маленьким ребенком, т.е. не надо, чтобы он все «трогал», мы мягко его успокаиваем. Если мы не будем следить за ним, то он начинает «бегать»: «где болит», «как дышу» и т.д.

Но, в то же время, если «бегает», то пусть «бегает», главное, что мы осознаем это и постепенно достигается состояние несфокусированности внимания. Внимание ни на что особо не обращается.

Получается, что сознание практикующего в этот момент работает как нянечка, которая немного ограничивает ребенка, что не стоит бегать и все подряд трогать.

Мы на этом закончим. Надеюсь, что достаточно полно ответил на вопрос.

Стенограмма и редакция: Вадим Шумилов.
Перевод с китайского: Анна Зотова.