Все совершенно – так, как оно есть, в данный момент

(Вторая часть онлайн-сессии с Фаши (от 2 августа 2025), в продолжении размышлений о том, как менять свое отношение в ситуациях, когда нам кто-то или что-то не нравится)

Шифу Шэн Янь в лекциях по Шурангаме-сутре говорил о том, что если вам кто-то не нравится – попробуйте ему улыбнуться, попробуйте действовать противоположным образом по отношению к тому, как вам хотелось бы действовать. 

Это правда не просто. Если вы видите кого-то, кто вам не нравится, улыбнуться ему сразу – нелегко. Поэтому можно начать работать с его образом в своей памяти, в своём сознании, можно сначала попытаться улыбнуться этому образу в своем уме, или же, попробовать вспомнить какие-то пять хороших черт и качеств этого человека. 

Вопрос от участницы:
Есть одна сложность, в случае, когда ты не нравишься сам себе. Например, чувство отвращения, напряжение – оно вызывается в адрес собственного образа. Может быть, у Фаши есть что по этому прокомментировать?

Го Син Фаши:
Если возникает такой вопрос, то я бы спросил, а как вы определяете “я”? Что такое ваше “я”?

Участница:
В таких случаях немного неловко формулировать, но бывает такое, что какое-то собственное поведение вызывает неприятные чувства, кажется, что ты с чем-то мог бы справиться лучше, или проявить себя лучше. То есть, когда какие-то действия или какая-то собственная реакция не нравится.
Даже в процессе таких вещей, как медитация, это может быть: “я бы сегодня мог получше помедитировать, а получилось похуже..” 
То есть, обычно, это относится к каким-то действиям, либо к каким-то внешним проявлениям.. Но это и правда хороший вопрос! Потому что, кто же тогда тот, кому не нравится?

Ответ Го Сина Фаши:
Фаши советует помнить о том, что такое наша Истинная Природа. Наше истинное “я” – это Природа Будды. И если вы чувствуете, что вы в какой-то ситуации могли поступить лучше, или повести себя лучше, скорее всего, это действительно так. Потому что Природа Будды имеет в себе большой потенциал к проявлению самых разных функций, свойств и характеристик. Но когда у вас возникает эта мысль, независимо от того, думаете ли вы, что ваше поведение было хорошим или плохим по отношению к другим людям, надо помнить, что на самом деле нет ни вас, как отдельной личности, как “я”, ни других. 

И при этом вы, всё-таки, можете использовать это своё тело для того, чтобы совершать различные действия, проявлять различные функции. Но вы должны помнить, что в каждый момент времени, в каждую секунду всё это совершеннотак, как оно есть, в данный момент. Вы сами есть Природа Будды. В этом смысле Природа Будды подобна золоту: независимо от того, какую форму оно принимает, это всё равно золото. Поэтому, как бы вы себя ни вели, это всё равно Природа Будды.

Если вы посмотрите на то, как ведут себя младенцы, которые ещё не умеют ходить и только ползают, они же, на самом деле, не задаются вопросом “Ну почему же я всё время ползаю, и до сих пор не научился ходить?” У них ведь даже ползать не очень-то хорошо получается, и они часто падают, но они никогда не задаются вопросом “Почему я до сих пор не хожу?”  (Смеется) Задумывались ли вы когда-нибудь над этим?

Вопрос от другой участницы:
Иногда бывают ситуации, когда тебе чего-то действительно очень хочется достигнуть, […] но ты понимаешь, что на самом деле ты страдаешь от этого желания. Но в другой момент ты весь переполняешься мыслью о том, чтобы это желание было исполнено. Я понимаю, что желание такой силы и разделение на “я” и “не я” – это корень проблемы. Тем не менее, подобные ситуации таких сильных желаний возникают, и в этот момент я забываю обо всём, что говорил Наставник. Как быть в таких ситуациях? 

Го Син Фаши:
Есть следующие рекомендации на случай, когда чего-то очень сильно хочется и очень жаждешь что-то получить. Например, если вам очень сильно хочется выпить кофе в данный конкретный момент, попробуйте расслабить всё тело, ничего не делать, не двигаться. Как только вам захочется протянуть руку за чашкой кофе – попробуйте расслабиться и ничего не делать. Почувствуйте, поймайте этот момент – как мысль заставляет вас хотеть кофе или тянуться рукой к чашке. Зачастую всё может закончиться тем, что, как только вы расслабитесь, в следующий момент вы всё равно протянете руку и возьмёте чашку кофе. Но, тем не менее, продолжайте эту практику. 

Получается, что мысли – это ваш босс, ваш хозяин, который приказывает вам выпить кофе, а вы как его шофёр, который его возит и подчиняется всем его приказаниям. Но представьте, что сегодня вы не за рулём, представьте, что сегодня у вас забастовка! Просто попробуйте, когда чего-то сильно хочется, расслабиться и ничего не делать.

А практика ещё более высокого уровня – это понимать, что все эти мысли и желания – это и есть вы. Если вы видите это, практикуйте такой подход, что вы сами себе хозяин, мысли вами не руководят, вы не позволяете им управлять собой; при этом, вы не блокируете их и не сопротивляетесь им, не пытаетесь их уничтожить, просто осознаёте, что эти мысли, эти желания – это есть и вы.

Проблема в том, что когда у нас появляется сильное желание, мы уделяем ему всё внимание, вкладываем в него энергию внимания. Но если мы направим эту энергию и внимание на расслабление, просто на осознавание и расслабление всего тела, то очень скоро мы увидим, как это замечательно работает.

Интересно, что когда мы испытываем какое-то желание, тело обычно напрягается. Поэтому, когда мы расслабляемся, мы не идём на поводу у желания, при этом мы не сопротивляемся ему, не сражаемся с желанием, оно само по себе возникает и исчезает, и с ним не нужно сражаться. Напротив, если вы пытаетесь с ним сражаться, это значит, что оно вас контролирует. Просто обращайте внимание на то, как напрягается ваше тело, когда оно возникает – и расслабляйте тело. 

Помните о необходимости расслабления, не надо позволять желанию управлять вашим телом. Когда вы расслабляетесь, вам проще задуматься о том, кто же тот, у кого есть это желание, кто хочет съесть эту вкусную еду. Но цель расслабления не в том, чтобы пытаться сопротивляться своему желанию, это очень важно иметь в виду.

Начало лекции читайте тут.