Рубрика «Чань по чайной ложке» — это регулярный подкаст бесед практикующих с Го Сином Фаши. Ответы на вопросы в аудио-формате сопровождаются текстом:
Вопрос: Подскажите пожалуйста, как Чань относится к майндфулнесс? Не мешает или не противоречит он практике буддизма? Я понимаю, что одного майндфулнесс недостаточно. Интересует само отношение в Чань к м-сс — как к явлению. Одобряет/не одобряет/ не поощряется/безразлично — пусть существует?
Ответ: Mindfullness, то есть “правильная осознанность или правильное памятование” – это понятие, часто встречающееся в традиции Тхеравады. Осознанность упоминается, например, когда речь идёт о семи факторах просветления, восьмеричном благородном пути или четырёх основах осознанности. (Читать далее…)
Семь факторов просветления – это осознанность, усердие, сосредоточение, безмятежность, восторг, исследование Дхармы, невозмутимость. Восьмеричный благородный путь – это правильные взгляды, правильное мышление, правильное усердие, правильное действие, правильная речь, правильная жизнь, правильная осознанность, правильное сосредоточение. Всё это ключевые факторы, ведущие к пробуждению, к освобождению – и правильная осознанность один из них.
В практике четырёх основ осознанности Тхеравады пять скандх делят на тело, ощущения, ум и дхармы или феномены ума – и созерцают их по очереди. Начинают с тела как основы осознанности, преуспев, переходят к следующей основе – ощущениям, затем к уму, а после – к объектам ума. Основы осознанности созерцают поочерёдно и очень подробно. Новичкам удобно с этого начинать.
“Осознанность-mindfulness” не противоречит и не является препятствием для буддийской практики. Если остановиться просто на “осознанности” и не двигаться в направлении дхарм как её основы, то наш “ум” достигнет лишь уровня “успокоения и стабилизации”.
В Чань осознанность-mindfullness рассматривается как удобный вход или врата Дхармы. Так в методе мочжао (безмолвное озарение) выделяют шесть ступеней:
— сначала мы расслабляем тело и ум;
— затем воспринимаем ощущения: в медитации в сидении это ощущения дыхания, при ходьбе – ощущения движения – и это относится к первой из “основ осознанности”, телу;
— созерцая же тотальность на третьей ступени мочжао, мы сразу переходим к четвёртой из “основ”, объектам ума.
С точки зрения школы Чань, “правильная осознанность” – это всего лишь одна из функций природы ума, обладающей бесчисленным количеством, безграничным многообразием функций. Для того, чтобы достичь пробуждения и освобождения, прежде всего необходимо понять “принцип” – то есть прийти к пробуждённому пониманию. Ориентируясь на этот принцип, нужно в любой момент времени, в любой ситуации вести себя в соответствии с ним. Это похоже на карту, с которой сообразуется движение – и в конечном итоге можно прийти к цели – освобождению.
Осознанностью-mindfullness мы называем метод, непосредственно используемый в практике. Если, практикуя подсчёт дыханий, мы обнаруживаем, что вовлеклись в иллюзорные мысли и перестали считать, и, обнаружив это, возвращаемся к методу подсчёта дыханий, который используем, это и называется вернуться к “осознанности”.
Так что верное понимание осознанности в том, что она может на какое-то время быть удобными вратами практики. Не надо относиться к ней ни с одобрением или воодушевлением, ни с презрением: если тебе кажется, что стоит применять осознанность, применяй – если же не хочешь, то и не надо.
Вопрос: У меня периодически бывают состояния, которые в психологии называют ‘дереализацией’. Они случаются спонтанно. Не в медитациях. Я начинаю ощущать своё тело как что-то инородное, как будто я внутри него, как в скафандре, и мир вокруг кажется нереальным, как во сне. Это очень похоже на то, о чем говорил Фаши. Но меня эти состояния не только не успокаивают, но скорее пугают. Может ли Фаши как-то прокомментировать, что это такое с точки зрения буддизма? И почему такое случается?
Ответ: Подобные проявления могут иметь место в процессе практики сосредоточения. В девятом и десятом цзюанях Шурангама сутры речь идёт о пятидесяти скандхах, и такие феномены называются среди десяти типов скандх формы и десяти типов скандх ощущений. (Читать далее…)
Когда мы практикуем Чань, наш ум постоянно покоится на методе или, иначе говоря, постоянно сосредотачивается, концентрируется – в этом случае могут иметь место подобные состояния. Это происходит потому, что, когда мы непрерывно практикуем “остановку-прекращение” или сосредоточение-самадхи, вытесняя все прочие иллюзорные мысли, могут иметь место различные телесные и ментальные реакции: возможно, когда тело и ум постепенно объединяются, случается забыть о существовании тела, или внимание оказывается в пространстве над телом или ещё в каком-то месте и оттуда видно, как тело сидит в позе для медитации… Так бывает, когда человек проснулся посреди ночи и хочет потянуться к стакану с водой, но проходит не один час, а движение всё не может завершиться. То есть человеку надо пошевелиться, но он не может двинуться.
Подобные явления – это результат телесных и ментальных реакций, возникающих вследствие концентрации, а не такого созерцания, когда мы постоянно и непрерывно “оставляем все формы”. Поскольку подобный опыт отличается от обыденного, большинство людей его пугаются и хотят вернуться к обычному “нормальному состоянию”. Если вернуться “к привычной и хорошо знакомой норме” удаётся быстро, то и ладно. А если вернуться никак не получается и неизвестно, к чему это приведёт дальше, страх может длиться, а он, разумеется, не ведёт к успокоению ума.
Если такое состояние дереализации случается в обычной жизни, понаблюдай за тем, как оно трансформируется, посмотри, сколько будет длиться этот спектакль. Не стоит делать выбор в пользу беспокойства, не стоит также надеяться на успокоение и стабилизацию ума, не стоит ждать, что этот феномен прекратится. В конце концов, подобные состояния – это “иллюзия”, это одна из функций “истинного ума”. Любая иллюзия нормальна, а истинный ум бесформен. Подобные явления не продлятся дольше дня или двух, мы же просто обманываемся иллюзиями – и только…
