Отрывок из январской Skype-встречи с Мастером

Вопрос:
Какие вопросы учителю Дхармы можно считать наиболее ценными? Как можно отличить вопрос, происходящий от праздного любопытства, от вопроса, который поможет в духовной практике?

Ответ:
В процессе практики, неважно как мы связаны с ней (просто любопытством или пробуем, что это такое, или мы уже серьезно погружены в практику), до тех пор пока вопросы относятся к духовной практике это все хорошие вопросы. Иногда люди задают вопросы, которые несильно связаны с их практикой или их жизнью, или условиями, в которых они сейчас находятся, тогда эти вопросы не принесут им значительной пользы, потому что они непосредственно с человеком не связаны. Бывает, что люди на стадии любопытства спрашивают что-то, но на них нельзя сердится и говорить, что это плохо, так как человек, уложив ответ и вопрос в голове, может начать более серьезно практиковать.

Мы не можем судить действительно ему нужно это взаимодействие или нет. Возможно, что если его прогнать, то человек и не вернется к практике, потеряет к ней интерес.
У каждого это своя дорога, бывает, что она начинается издалека. В процессе чаньской практики мы иногда наталкиваемся на свои те или иные ложные представления, ошибки, и когда мы задаем вопросы, помогающие нам эти ошибки осознать, проработать и исправить, и если дальше мы можем этот ответ включить в свою практику, сделать её лучше, то такие вопросы самые полезные. Хороший вопрос это, когда мы уже знаем какую-то свою ошибку за
собой и спрашиваем, как её исправить, и этот «исправленный» путь будет полезнее для нас, чем если мы будем спрашивать о том, как не стоит поступать.

Например, когда мы едем на машине куда-то и спрашиваем, где хорошая дорога, где можно проехать. Если мы будем спрашивать, где нет дороги, то мы никуда и не поедем. Когда человек испытывает просветление, то ему все видно сразу: что правильно, что неправильно. И вопросы, которые помогают соединиться с этим состоянием знания, с состоянием просветления, это хорошие вопросы.

Последовательный перевод: Анна Зотова.
Стенограмма и редакция: Иван Капалин.