Вопрос:
В прошлый раз, отвечая на вопрос о неформальных практиках, вы сказали, что практику можно выбрать самому, исходя из трех критериев: практика должна быть относительно простой, не вызывать отторжения и при этом давать ощутимую пользу практикующему. Но вот что значит «приносить пользу»? Конечная цель всех наших практик — это пробуждение. Но здесь, наверное, имеется в виду какая-то более достижимая цель, более простая? Как понять, что я прогрессирую в практике и она приносит мне пользу, если я, например, осознаю дыхание или практикую отпускание телесного напряжения?
Ответ:
Целью духовной практики является достижение состояния пробуждения, и начинаем мы с понимания, что для нас достижение такого состояния — это постепенный процесс.
Вначале практики мы находимся в состоянии душевного смятения, нас беспокоят различные мысли, в том числе отвлекающие. Постепенно в процессе практики мы обретаем душевное спокойствие.
Приведу другой пример пользы, которую мы обретаем в процессе духовной практики. Один мой ученик изначально был по характеру очень вспыльчивым, его часто обуревали такие негативные эмоции, как беспокойство, нервозность, гнев, ярость. Но благодаря своей духовной практике он начинает осознавать момент, когда в нем зарождаются эти чувства и эмоции, он фиксирует их и учится их контролировать. Таким образом он тоже приобретает некую пользу для себя.
Если двигаться в нашей практике далее, на более глубоком уровне мы говорим о третьем этапе осознания, и для этого мы используем термин, который можно перевести как «цепочка желаний и страстей». Практикующий человек начинает отделять себя от того, что он переживает в своей эмоциональной сфере. Он осознает, что зарождающееся негативное состояние является не-частью меня, и осознает также, что состояния – это «не-я»[1].
В своей обычной жизни мы встречаем множество ситуаций, когда в нас возникает некая эмоция, т.е. начинается движение этих «цепочек желаний и страстей». Когда ученик благодаря духовной практике Чань становится способным осознавать начало этого движения, которое происходит в самом зачатке эмоции, это говорит о том, что он уже начинает погружаться в духовную сферу.
Когда начинается это внутреннее движение эмоций, нужно проследить за тем, чтобы расслабить свое тело, начать размеренно дышать. Когда возникает зачаток обиды и гнева, я также рекомендую ученикам отвлекаться от того, как говорит твой собеседник, который тебя раздражает. Желательно также абстрагироваться от выражения его лица, жестов и т.д.
Приведу пример из своей жизни. В начале своего духовного пути, когда я начинал практиковать Чань и практиковал целыми днями, у меня были напряжены и приподняты плечи. При этом я не осознавал этого, т.е. напрягал и приподнимал плечи абсолютно бессознательно. Но затем я начал наблюдать за этим, обращать внимание на напряжение и расслаблять плечевой сустав.
Конечно, это постепенный процесс. Через пару дней я обнаружил, что опять напрягаю плечи и вновь нахожусь в состоянии неосознанного напряжения. Пришлось уделить расслаблению еще немного внимания, и тогда со временем эта ситуация уже перестала повторяться.
В этом примере видно, что когда мы практикуем Чань, это приносит нам очевидную пользу, особенно если по стилю жизни вы очень перенапряжены. За счет практики дыхания вы приводите свое тело в состояние гармонии, а это помогает вам избежать множество проблем, в том числе и тех, из-за которых вам потом пришлось бы обращаться к психотерапевту.
Безусловно, конечная цель всех наших практик – это пробуждение и достижение высшего состояния, но в то же время, нужно начинать с малого. Если вы честны с собой и признаете, что у вас есть проблемы с контролем гнева и с тем, чтобы управлять негативными эмоциями, можно начать с этой практики, в том числе использовать такой метод практики, как «созерцание стены».
Можно ставить
себе конкретные цели, исходя из того, чего вам не хватает. Допустим, вам очень
сложно сосредотачивать свое внимание на чем-либо и вы в основном пребываете в
состоянии рассредоточения, тогда вы можете использовать практику Чань, чтобы улучшить
свою концентрацию внимания.
[1] Другими словами, первый этап неформальной практики – это просто успокоение ума и тела с помощью любого подходящего способа. Второй этап – мы начинаем способны видеть зарождение негативных состояний в самом их зачатке и учимся управлять ими. Третий этап – осознание отсутствия «Я» в эмоциональных и ментальных феноменах, постижение принципа «анатмана» — В.Ш.
Последовательный перевод: Син Хэ.
Стенограмма, редакция, комментарии: Вадим Шумилов.
Список вопросов со встречи (рекомендуется прочитать вопрос перед прослушиванием).
Аудиозаписи со встречи: 1-й вопрос, 2-й вопрос, 3-й вопрос, 4-й вопрос, 5-й вопрос, 6-й вопрос и 7-й вопрос.