Лекция (речь Дхармы) Го Сина Фаши. Семидневный ретрит 2018 года, май, г. Зубцов. Лекция 1.

          Наша чаньская практика делится на два вида. Первый вид ­– это практика медитативного сосредоточения. Второй – практика мудрости. Большинство людей занимается первой разновидностью практики: наш ум разрозненный, мы его собираем воедино и успокаиваем. На западе многие люди занимаются чаньской практикой потому, что у них тяжелая работа и они испытывают большое давление. С помощью чаньской практики они просто успокаивают свой ум.

Но, у чаньской практики есть и более высокая цель. Она позволяет с помощью сосредоточения раскрыть мудрость. Раскрытие мудрости – звучит, наверное, очень абстрактно, но я попробую это объяснить на простом примере. Любой человек, как мы знаем, умирает. Но, благодаря раскрытию мудрости, человек перестает бояться смерти потому, что он начинает понимать, что круговорот рождений и смертей отсутствует. Вы верите, что благодаря чаньской практике сможете осуществить такое отсутствие рождений и смертей?

Я читал жизнеописания патриархов школы Чань. В них описывались такие случаи, когда патриарх мог разговаривать, проповедовать, и в одно мгновение взять и умереть. Просто по своему желанию. И потом, опять же по своему желанию, вернуться обратно к жизни. Вы верите в это? И, насколько я изучил     тексты, у патриархов в целом были такие способности.

Те 4 вида памятования, о которых мы будем говорить на этом ретрите, и преследуют подобные цели. Они говорят об успокоении ума. В рамках 4 видов памятований мы наблюдаем за своим телом, за своими ощущениями, за своим умом, за своими мыслями. А также за явлениями, которые сформированы вместе телом, ощущениями и умом.

Здесь очень важно обратить внимание на то, что природа нашего ума – это на самом деле природа Будды. Она не возникает и не уничтожается. Об этом идет речь в Шурангама-сутре. Я хочу продемонстрировать это вам. (Ударяет по чаше). Слышите? Скажите вслух, слышите вы или не слышите?

 Зал: «Да.»

(Прекращает рукой звучание чаши). А сейчас слышите или нет?

 Зал: «Нет.»

Еще раз то же самое. (Бьет по чаше). А сейчас вы что услышали?  Услышали звук поющей чаши.

А сейчас еще раз. (Рукой прекращает звук.) Что вы услышали? Услышали отсутствие звука, да? Не то, чтобы вы ничего не услышали, вы услышали отсутствие звука. Хотя звук исчез, ваша способность воспринимать звук не исчезла. Согласны?

Представьте, что у нас наступила ночь, вокруг стало совершенно темно. Я включаю свет, вы видите? Теперь я выключил свет. Не видите? Я снова включил свет, кого вы увидели? Мастера. Я выключил свет. Что вы увидели? Объект исчез, но ваша способность к зрительному восприятию объекта не исчезла, она не возникает и не уничтожается.

Мы привели примеры на звуке и на зрительном восприятии. Но, то же самое касается и вкусового восприятия и обоняния. Наверное, больше всего внимания привлекает тело. Сейчас мы проведем эксперимент. Возьмите правой рукой левую руку. Чувствуете ощущение прикосновения? Теперь разделите руки. Сейчас чувствуете ощущение прикосновения? Еще раз. Возьмите левой рукой правую руку, что вы ощущаете? Ощутили свою правую руку? Разделите. Что ваша правая рука сейчас чувствует? Она чувствует воздух. Чувствуется некое прикосновение воздуха.

То есть, когда мы занимаемся медитацией, даже если мы дошли до такой стадии, когда мы не ощущаем своего тела, все равно сохраняется способность ума к восприятию, к знанию. Вам известно о том, что теряется ощущения тела? Например, если у тела случился инфаркт? Способный к знанию и восприятию ум не исчезает. Наш ум не возникает и не уничтожается. Но, мы цепляемся за подверженные возникновению и уничтожению объекты. И принимаем их за «я». Я привез свой пример с кукольным театром. (Одевает на руку куклу Сунь Укуна, царя обезьян). Это рука, а это игрушка. (Показывает на руку и на игрушку).

Вы видите игрушку или вы видите руку? Что движется, игрушка или моя рука? (Показывает, как движется игрушка). А рука движется или нет? Рука заставляет двигаться игрушку, верно? Может, есть и у нас такая некая «рука», которая приводит в движение наш ум и тело? Как в примере с инфарктом: ваше тело уже не способно двигаться, даже если бы ваш ум захотел заставить вашу голову или вашу руку совершить движение, он не сможет этого сделать. Это понятно? Вот у вас есть тело, у вас есть ум. Что из этого вы считаете собой? Тело это вы?

Зал: «Да.»

Да, обычно человек именно так и полагает. Когда вы вечером уснули, у вас продолжает сохраняться чувство существования тела? Потому, что если бы вы продолжали чувствовать, что тело существует, значит, вы бы не спали, верно? Во время чаньской практики иногда действительно наступает такой момент, когда тело перестает ощущаться. И многие люди испытывают страх по отношению к этому. У кого-нибудь было так, что в процессе медитативной практики вы переставали ощущать свое тело? Боялись ли вы в тот момент? Нет? Если было комфортное ощущение, значит тело все еще было.

По моему личному опыту, большинство людей испытывают страх в тот момент, когда они теряют ощущение тела. И они тут же начинают искать свое тело обратно. Я приведу еще один пример. Представьте, что вот эта рука, как в примере с куклой, этот ум – это морская вода. А тело – это волны. Когда возникают какие-то движения вашего тела, это можно сравнить с тем, как морская вода вызывает появление волн. Вода приходит в движение и вызывает появление волн.

Как раз в рамках 4-х памятований идет работа над тем, чтобы человек перешел от наличия «я» к отсутствию «я». Возможно, мне нужно более точно прояснить, это очень важное для чаньской практики понятие. (Демонстрирует светящиеся часы на пропеллере). Видите здесь светящуюся стрелку, которая вращается по кругу? Как вы считаете, здесь есть секундная стрелка, которая сначала стояла на первой секунде, потом исчезла и потом появилась на второй секунде? Или есть некая непрерывная секундная стрелка в виде сплошного круга?

(Из зала слышны разные версии.)

Я выключил – ее нет. На самом деле, это секундная стрелка, которая то возникает, то исчезает. Это очень важная часть, поэтому я на ней так подробно останавливаюсь. В чем здесь состоит ключевой момент? (Показывает ладонь). Вот это первая мысль. (Сжимает руку в кулак). Это вторая мысль. Первая мысль у нас была ладонью. Теперь ладонь исчезла и вторая мысль – это уже кулак. Нам обычно кажется, что эта первая мысль-ладонь все еще существует, что она не исчезла.

Есть такое? Не исчезла, да?

Зал: «Ладонь стала кулаком.»

Зрительно мы же видим, что ладонь исчезла, верно? У нас так бывает, что мы продолжаем взаимодействовать с той мыслью, которая уже исчезла. Например, у меня возникла мысль: «Тот человек очень плохой». Моя вторая мысль: «О, как же я его не люблю». Когда у вас возникла вторая мысль «о, как же я его не люблю», вам кажется, что первая мысль «тот человек очень плохой», все еще существует. То есть, кажется, что на момент второй мысли, первая все еще существует. Вот это очень важно понять, потому что, когда вы это поняли, вы уже будете знать, зачем нужна практика 4-х видов памятования. Здесь часто возникает несколько ошибок. Например, мысль «о, как же я его не люблю» и прочие, вообще-то, это просто наши мысли. Но, нам кажется, что реально присутствует некий человек. Я вас хочу спросить, когда перед вами возникает образ другого человека, вы считаете, что ваш образ это и есть этот другой человек?

Зал: «Образ. Но, мы этот образ принимаем за другого человека.»

А у остальных такой опыт есть? Вы считаете, что это образ или другой человек?

Зал: «Обычно принимаем образ за другого человека.»

Да, часто именно так и бывает. Вы считаете это ошибочно или нет?

Зал: «Ошибочно, но именно так и выходит все время.»

Так что 4 вида памятования учат нас, как увидеть, что нам всего лишь представляется, что это другой человек. На самом деле его нет.
В моей жизни было так. Я уже много лет знал, что это всего лишь образ, а не другой человек, но в реальности я все равно продолжал принимать воспринимаемый образ за другого человека. Поскольку мы принимаем такой образ за другого человека, то эти мысли одна за другой продолжают возникать.

Когда мы практикуем 4 вида памятования, они помогают нам понять, что это всего лишь мой образ, мое восприятие. Если мы это понимаем, у нас перестают появляться вторая и следующие мысли. Когда все эти образы, восприятия, эти мысли, это ощущение своего тела, ощущения своих движений перестают вас вот так обманывать, вы можете вернуться к той руке, которая управляет куклой, к природе Будды.


На самом деле за этим стоит достаточно простая истина. Вы согласны с тем, что я сейчас говорил? Хотя эта идея понятна, но когда я уже понимал это, я все еще продолжал принимать образы за другого, реального, человека. Поэтому даже после того, как мы поняли эту идею, надо ее сопровождать практикой.

Почему 4 видов памятования практикуется именно так? Давайте еще раз посмотрим на них:
          1. памятование тела.
          2. ощущений.
          3. ума.
4. дхарм, или умственных объектов.

В рамках памятования о теле есть 6 разделов.

1 раздел – созерцание дыхания. Дыхание относится к памятованию о теле.

2 раздел – хождение, сидение, стояние и лежание. Сейчас мы сидим, потом встанем, потом пойдем, потом вернемся в свою спальню, будем лежать. Вот это и есть то, что называется сидение, стояние, хождение и лежание.

3 раздел – верное знание или бдительность. В обычной жизни мы, например, сгибаем ногу, поворачиваем корпус, наши глаза смотрят прямо, в сторону или снова прямо.

4 раздел – рассмотрение нечистоты тела. Например, у нас есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы. Есть жидкости внутри организма: моча, желчь. Есть внутренние органы: печень, легкие и так далее. Всего 32 составляющих, тело состоит из 32-х нечистых компонентов. Я среди этих 32-х видов практиковал созерцание волос на голове и позже я об этом буду рассказывать.

5 раздел – созерцание 9-ти процессов, которые происходят при разложении трупа. Например, как труп раздувается. Как в нем заводятся черви. Как его съедают дикие животные. И в конце концов остаются кости.

6 раздел – созерцание 4-х элементов: земля, вода, огонь и воздух, из которых состоит тело. Например, начинается с того, что в процессе медитации мы наблюдаем за дыханием, за вдохами и выдохами. Потом мы завершаем выполнение медитации. Далее, нужно очень четко себе представлять: вот я разгибаю ногу, вот я встаю, вот я поворачиваюсь. Таким образом, вы свое внимание постоянно направляете на созерцание объекта.

Здесь есть один очень важный принцип. Мы не пытаемся что-то изменить. Например, вы наблюдаете за своим дыханием, вы отметили: «У меня сейчас короткое, поверхностное дыхание». Перед вами не стоит цели поменять его на долгое и глубокое дыхание. Вы просто должны созерцать: «Вот у меня сейчас короткое дыхание». Точно также следующий вид памятования об ощущениях. У нас есть приятные ощущения, неприятные ощущения и ощущения, которые не являются ни приятными, ни неприятными. Здесь также нет цели поменять одно на другое.

Например, у нас болит нога. Нет задачи, каким-то образом изменить это неприятное ощущение на приятное. Нужно просто памятовать о том, что, вот, есть неприятное ощущение.

Тоже самое касается и памятования, направленного на ум. Например, у нас возникает мысль о каком-то человеке: «Я его не люблю». Это недоброжелательность. Перед нами не стоит задача поменять эту не­добро­же­ла­те­ль­но­сть на до­бро­же­ла­тельность.

Или, например, мы видим, что нам что-то очень понравилось. Возникает влечение по отношению к этому объекту. У нас нет задачи поменять это влечение на отсутствие влечения. Когда мы наблюдаем за телом, за ощущениями, за умом, нам достаточно просто знать, какие они. Нет задачи одно поменять на другое.

Почему не ставится задача изменения? Потому, что ключевым моментом при созерцании чего-либо является понимание того, что здесь отсутствует «я».

Очень часто, когда, болит нога, мы не думаем: «Болит нога.» Мы думаем: «У меня болит нога.» На самом деле просто появился феномен боли в ноге. Но, обычно происходит так: нога заболела и появляется мысль: моя нога заболела. Тут я попутно хотел бы заметить следующее: вот, например, нога заболела. Боль в ноге – это некое явление. И вторая ваша мысль появляется следом: «Моя нога болит». И здесь ключевой вопрос: первая и вторая мысли могут встретиться между собой?

Зал: «Мы их совмещаем.»

Но на самом-то деле они встречаются или нет? На самом деле нет. (Показывает ладонь). Вот эта боль в ноге. (Показывает кулак). Вот это наша вторая мысль: «У меня нога болит.» Это две разных мысли. Первая – это не вторая. И вторая это не первая. То есть, сначала появляется явление, феномен боли в ноге. И только когда этот феномен боли в ноге исчезает, появляется уже вторая мысль. Она говорит: «О, у меня болит нога.»

Так что, когда мы практикуем такое памятование, мы должны лишь знать о том, что есть такое явление боли в ноге. А если мы используем для практики такие чаньские методы как Хуатоу (самовопрошание) и Мо чжао (безмолвное озарение), тогда мы еще можем задать вопрос: «У кого болит нога?» Тут очень важно увидеть, что это просто явление, просто феномен, возникающий и исчезающий. Это не «я».

Хотя 4 вида памятования начинаются с памятования о теле, на самом деле речь о том, чтобы увидеть, что все феномены временны и подобны волнам. Они появляются и исчезают.

Почему я на этом так подробно останавливаюсь? Потому, что хотя многие может быть уже слышали об этом, это очень важный момент. Мы можем знать, что это просто феномен боли в ноге, но в реальности мы продолжаем думать: у меня болит нога.

Когда у нас возникает мысль, например, о том, что я не люблю какого-то человека, мы продолжаем думать о том, как мы не любим этого человека. И нам не приходит в голову, что просто у меня возникла мысль: я не люблю такого-то человека. Это я попытался рассказать о понимании и теперь мы перейдем к вопросу методов.

Когда вы медитируете, вы какие методы используете? Когда вы уже удобно сели, расслабились, вы направляете ваше внимание сюда (показывает на ноздри) и начинаете созерцать, как дыхание входит и выходит. В процессе этого дыхания вы полностью являетесь сторонним наблюдателем. В 4-х памятованиях сказано так: «Когда у меня долгое дыхание, я знаю, что это долгое дыхание, когда короткое дыхание, я знаю, что это короткое дыхание.»

Здесь надо понимать, что мы являемся просто сторонним наблюдателем. Мы не пытаемся поменять один вид дыхания на другой. Так же как мы наблюдаем за спортивной игрой, мы просто наблюдаем за ней со стороны. Мы не говорим игроку: «Бей по мячу не так, бей по-другому.»

При наблюдении за дыханием очень важно следующее, можно привести такой пример: когда мы наблюдаем воду, мы наблюдаем воду в воде. Мы не наблюдаем воду где-то за пределами воды. Мы наблюдаем воду внутри воды. Мы не наблюдаем воду где-то вне воды. Не знаю, насколько это понятно. Мы наблюдаем дыхание в дыхании. И мы являемся сторонним наблюдателем. Мы не пытаемся каким-то образом менять дыхание. Немножко улавливаете?

Зал: «Кажется, что да.» (Из зала просьба пояснить, что такое дыхание в дыхании).

Просто когда мы говорим, что наблюдаем за дыханием со стороны, не имеется в виду, что я себя ощущаю где-то в стороне и созерцаю свое дыхание. Нет. Как сторонний наблюдатель, означает только то, что мы не пытаемся ничего менять. Это не означает, что я себя где-то со стороны представляю и наблюдаю за своим дыханием. Сейчас более понятно?

Когда у нас есть неприятное ощущение мы не пытаемся его преобразовать в приятное. Когда мы созерцаем дыхание, возможно, у нас появляются какие-то омраченные мысли. Но, мы в этот момент не пытаемся избавиться от них и превратить омраченные мысли в неомраченные. Приоритетом внимания является дыхание. А если появились омраченные мысли, ну, появились омраченные мысли. Нет омраченных мыслей, ну, значит нет омраченных мыслей.

Сейчас понятно? Помните, что когда вы сейчас пойдете, будете разгибать ногу, надо четко знать: «Я разгибаю ногу, нога разгибается.» Когда вы будете складывать плед, вы должны четко знать, что вы складываете плед. Ваш ум постоянно должен знать о том, что делает ваше тело. Когда мы медитируем, приоритетом является созерцание дыхания. Но, когда мы не медитируем, когда мы совершаем какое-то движение, мы должны четко знать, какое именно движение мы совершаем. Если вы отвлечетесь, ничего страшного, но надо стараться.

Плейлист с видеозаписями всех лекций с ретрита здесь.

Стенограмма: Тамара Языкова.
Правка и форматирование: Валерий Старилов.