Лекция (речь Дхармы) Го Сина Фаши. Семидневный ретрит, май 2018 года г. Зубцов. Лекция 2.

 Сначала я хотел бы ответить на вопрос.

         Вопрос: Я думаю, что я понимаю объяснение практики дыхания, но на протяжении последних нескольких лет мне не удавалось это сделать, поскольку каждый раз, когда я обращаю внимание на дыхание, я сразу же начинаю контролировать его. Как мне отвлечься от дыхания и быть просто его наблюдателем?

         Ответ: В прошлом у меня было также. На данном этапе я, если захочу, то могу контролировать дыхание. Но, на самом деле, когда я начинал заниматься практикой, первые два года я даже контролировать дыхание не мог. Только через два года я начал это делать. Было на самом деле некомфортно, но я понимал, что надо потерпеть. Но, когда мое терпение подошло к концу, я обратился с вопросом к наставнику, и наставник сказал мне начитывать имя Будды. Но, мне, честно говоря, не очень хотелось начитывать имя Будды, так как я знал, что практика начинается с дыхания. Насколько я помню, и сам Будда на каком-то этапе контролировал свое дыхание, иначе дыхание беспорядочно убегало. Я семь лет так контролировал дыхание.

          Потом я поехал в Таиланд. Там я три месяца занимался чаньской практикой хуатоу — критической фразы, и после этого я вернулся в Китай, где на протяжении месяца практиковал правильную осознанность из раздела памятования о теле в соответствии с сутрой о 4-х основах осознанности. Это была не сидячая медитация, это была практика, когда я ходил, практика в движении. И после того как я этим прозанимался месяц, мне стало очень комфортно, очень приятно дышать. 

          Сейчас мы поговорим об отношениях между дыханием, умом и телом. Один монах из Таиланда по имени Буддадаса написал книгу, которая также рассказывает об отношениях между дыханием, умом и телом. У дыхания есть 5 характеристик: глубокое, длинное, тонкое, медленное и спокойное. То есть, оно очень ровное и не становится то быстрым, то медленным. Соответственно, есть и противоположные характеристики. У глубокого противоположная характеристика – поверхностное, неглубокое, короткое. Быстрое, торопливое, грубое – это противоположность тонкого. Неровное — то быстрое, то медленное. Вот такие 5 характеристик дыхания: глубокое, долгое, тонкое, медленное и ровное. Обратные 5 характеристик это: поверхностное, короткое, грубое, быстрое и неровное. Соответственно, первые 5 характеристик, это хорошие характеристики. Они могут возникнуть только при условии, если тело расслаблено. Если тело не расслаблено, то эти характеристики не возникнут.

          Ум должен пребывать в спокойном состоянии, в нем не должно быть омраченных мыслей. Например, в йоге, посредством дыхания ум приводится в умиротворение. Таким образом, между этими тремя – телом, умом и дыханием существуют некие взаимоотношения: если у вас, например, грубое дыхание, вы можете работать со своим телом, можете работать со своим умом, чтобы ум не пытался за что-то цепляться или что-то отталкивать.

          В обычной жизни, если у вас какая-то волнительная ситуация, экзамен или что-то подобное, то часто рекомендуют: дышите глубже. Когда дыхание становится более глубоким, это помогает телу расслабиться. Но, конечно, ключевым является работа со своим умом. Даже если у вас сформировалось глубокое, долгое, медленное дыхание, но, вдруг откуда-то выбежал тигр, вы тут же напряжетесь и все ваше дыхание собьется. Отношения между дыханием, телом и умом мы используем для того, чтобы изменять, корректировать свой ум.

          Как правило контролируют дыхание те люди, которые боятся омраченных мыслей, которые хотят подавить свои омраченные мысли. Поэтому они даже неосознанно начинают контролировать дыхание. Так что, если кто-то контролирует дыхание, то ему не нужно стремиться к тому, чтобы сделать свое дыхание глубоким, тонким, медленным и ровным. Не надо ждать этого, стремиться к этому. Просто допускается чувство того, что в уме вы контролируете дыхание. И одновременно не надо бояться омраченных мыслей.

          С чего здесь можно начать? Можно начать с того, чтобы расслабить тело. И если контролируется дыхание, то ничего нет страшного, не надо с этим ничего делать. Контролируется и контролируется. Откуда начинается контроль за дыханием? Он начинается с того, что наш ум хочет, чтобы дыхание было определённым.

          Соответственно, надо отказаться от этого желания, какое дыхание есть, таким пусть и будет. Можно расслаблять свое тело и при этом не ожидать, чтобы дыхание стало свободным. В 4-х видах памятования (основы осознанности) как раз говорится о том, что если дыхание короткое, я знаю, что это дыхание короткое, если дыхание долгое, я знаю, что это дыхание долгое.

          Люди, склонные во время практики контролировать дыхание, не контролируют его в обычной жизни, когда они разговаривают или когда они что-то делают. Дыхание приходит в соответствие с тем, чего хочет ум. Если ум пребывает во взволнованном состоянии, то и дыхание становится поспешным и торопливым. Если наш ум беспокоен и напряжен, разве дыхание может стать спокойным? А если вы, наоборот, находитесь в безмятежном состоянии, разве ваше дыхание будет становиться таким быстрым и поспешным?

          Так что, первое, что можно сделать – это корректировать свой ум, чтобы он не стремился, не ожидал, чтобы дыхание стало таким-то и таким-то. Пусть дыхание само подстраивается под состояние тела. Также, когда вы почувствовали, что контролируете дыхание, вы можете так себя спрашивать: «А кто контролирует дыхание?»

          Еще метод – это расслабление тела. Можно понаблюдать за самим собой. Если я контролирую свое дыхание, стремлюсь ли я к тому, чтобы оно было свободным и отвергаю ли я, чтобы оно было несвободным? Есть ли у меня такие стремление и отвержение? Нужно отказаться от стремления и отвержения. Возможно, как только у вас создалась мысль о том, что я не стремлюсь, я не отвергаю, то в следующей мысли снова может появиться стремление или отвержение. Поэтому нужно в каждой мысли добиваться того, чтобы не было ни стремления, ни отвержения.

          Поскольку я сам на протяжении очень долгого времени контролировал дыхание, у меня набрался некий архив по работе с дыханием. И поэтому сразу же, как только речь заходит о контроле дыхания, у меня возникает много воспоминаний. В целом, если вы начинаете контролировать дыхание, нужно как-то изменить, трансформировать те факторы вашего состояния ума, которые влияют на дыхание.          Можно попробовать расслабить тело. Можно попробовать прийти к такому состоянию ума, где не будет стремления и отвержения, при таких условиях, как правило, не возникает контроля над дыханием. Вам нужно уйти от факторов, которые приводят к контролю над дыханием. Расслабить тело, отказаться от стремления и отвержения, не ожидать, что дыхание будет свободным. Тут можно такое сравнение привести: у нас есть автомобили с ручным управлением и автоматом, соответственно, от ручки нам нужно перейти к автомату. Чтобы дыхание работало как на автомате. То есть, я сейчас пытаюсь контролировать дыхание, а надо сделать так, чтобы оно само на автомате бежало туда, куда захочет. Вот такие методы изменения.

          После того, как я в Таиланде занимался три месяца чаньскими методами, я вернулся в Китай, где на протяжении месяца практиковал памятование в процессе ходьбы, я следил за своим телом. Когда я занимался практикой ходьбы, я дыхание собирал в свое тело, и оно стало очень свободным. Думаю, я в целом объяснил…

          Еще у нас один метод упоминается в рамках 4 видов памятования. Всего есть 6 разделов памятования о теле.

          1-й – это памятование о вдохах и выдохах, о дыхании.

          2-й – это стояние, сидение, хождение и лежание. Когда я иду и я знаю, что я иду — это хождение. Когда я стою и я знаю, что я стою — это стояние.

          3-й – это правильное знание или бдительность. Когда мы одеваемся, едим, поворачиваемся. При каждом движении, я знаю – это поворот, тут я надеваю одежду. Когда человек практикует подобные методы, он перестает контролировать дыхание.           Есть еще один метод, который позволяет перестать контролировать дыхание — это созерцание луны. Это такой же метод, как и созерцание нечистоты 32-х компонентов тела. Мы можем уделить две минуты и попробовать этот метод. Когда созерцаете что-то, очень трудно контролировать дыхание. Это метод практики концентрации, практики сосредоточения. Выбирается некий образ, изначально это метод созерцания луны, но у нас сейчас нет луны. Тут у нас много подходящих объектов, выберем достаточно характерный оранжевый цвет, но представлять его будем не в прямоугольной форме, а в круглой форме. Потому что круглая попроще.       Делается таким образом: посмотрели на этот оранжевый цвет, закрываете глаза и представляете себе оранжевый цвет круглой формы. Можно созерцать не оранжевый, можно созерцать вот такую подушечку, коричневый цвет тоже подходит. Лучше не выбирать для такого упражнения черный или белый. Вы сначала глазами посмотрели на эту круглую подушку, потом вы закрываете глаза и ее созерцаете мысленно, начинаете ее представлять. Кому удалось непрерывно представлять такой круг? Я как-то одной маленькой девочке предлагал такой метод. У нее был круглый ластик, я ей сказал, представь себе эту форму. Она зажмурилась, но так и не смогла себе ничего представить. Здесь есть некие тонкости, некое ноу-хау, тело должно быть расслаблено.

          Когда вы не можете мысленно представить образ, есть два способа. Первый: открыть глаза и снова посмотреть. Второй – это ждать, как вы на остановке ждете автобус, например, 20-й. Пришел другой, снова другой, опять не тот, но 20-й тоже придет когда-нибудь, так как этот образ вы достаете из базы данных своей памяти. Когда из нее всплывает что-то другое, вы это пропускаете, когда появляется что-то похожее на подушку, оставляете. Если этот цвет появился, эта форма появилась, вы должны пребывать в них, остановиться. Когда ваше тело расслаблено, вы можете пребывать, остановиться на этой форме, этом цвете, чтобы образ становился все более и более стабильным.

          Таким образом, первый метод: вы просто ждете, пока она появится, второй метод: если среди разных образов образ, который нужен, начинает то возникать, то исчезать, вы пытаетесь его закрепить и при этом пытаетесь расслабить свое тело. И еще способ: открыть глаза и снова на него посмотреть. На самом деле очень мало времени, две минуты. Эта практика предназначена для того, чтобы ей заниматься целый день, в течение месяца или года, вот тогда можно войти в состояние концентрации. Обратите внимание, когда вы созерцали такой объект, было ли у вас время, чтобы контролировать ваше дыхание? По идее, на это не должно оставаться времени, вы просто не обращаете внимание на дыхание.

          Вопрос: Может ли возникнуть напряжение в области глаз?

          Ответ: Для такого созерцания должны использоваться не глаза, а ум. Этот образ ухватывается не глазами, этот образ ухватывается умом. У нас образы могут появляться за счет того, что мы глазами создаем образ. Другой вариант – это создание образа с помощью ума. Если мы это делаем с помощью ума, то глаза не напрягаются. Например, когда вы глазами смотрите куда-то туда (вдаль), а мысли ваши направлены на область живота, где у вас лежит 100$. Ваши мысли направлены сюда, а глаза смотрят куда-то туда. В обычной жизни, как правило, если внимание направлено сюда, то и глаза смотрят сюда. В этой практике подразумевается, что ваши глаза смотрят в одном направлении, а внимание обращено в другом. Например, вы едете в общественном транспорте, и у вас 100$ где-то спрятано на животе, вы боитесь, что их кто-то найдет. Вы глазами куда смотрите? В сторону, чтоб никто не понял, но внимание ваше направлено сюда (на живот).

          Вопрос: Луну представлять плоской или как настоящую?

          Ответ: Если созерцать луну, то представлять ее светящуюся. Как настоящую светящуюся луну круглой формы, но, чтобы не было контура. Чтобы был круг, но не было такого края, свет луны чтобы был, но не было четкой линии по кругу.

          Вопрос: Нужно добиваться того, чтобы мы прямо видели этот образ? Или чтобы это было как мысленное ощущение?

          Ответ: Это действительно должно появляться в вашем уме, в вашем сознании, но при этом образ создается настолько ясный, как будто вы его своими глазами видите. Это делается не глазами, но итог таков, что вы видите это так же четко, как своими глазами, как если бы вы реально смотрели.

Вопрос: Когда мы концентрируемся на чем-то другом, то контроль дыхания пропадает. Но, как быть, когда мы считаем дыхание? Когда контролирование дыхания случается при его подсчете?

Ответ: Стоит практиковать такой вот метод, созерцание таких объектов. Чтобы вы поняли каковы принципы, которые вам позволяют не контролировать дыхание. Тогда вы будете знать, как удерживаться от контроля. Тело должно быть расслаблено, а ум не должен очень сильно сосредотачиваться на дыхании. Когда вы так будете практиковать, вы поймете, как с дыханием это происходит. Метод такой: чтобы вы просто обратили внимание на дыхание и пусть оно будет таким, какое оно есть.  В рамках 4-х видов памятования мы говорили о том, что есть памятования о 4-х компонентах тела.

          Я в свое время занимался практикой созерцания волос, растущих на голове. Принципы здесь те же самые: созерцаешь форму, созерцаешь цвет. Есть созерцание этих 32-х компонентов живого тела. Для умершего тела у нас есть созерцание 9 процессов разложения. Как оно раздувается, как в нем заводятся черви, как его поедают дикие звери и так далее. И принципы созерцания здесь тоже те же самые. Я помню, в Таиланде, когда я приехал, у них там было созерцание трупа, уже достаточно сильно разложившегося. У него одна нога уже была чисто кость, на голове уже некоторых частей не доставало, где-то кости выступали. Поначалу было очень страшно, но после того, как я преодолел страх, мне уже больше не были страшны такие вещи. На самом деле, эта практика направлена на то, чтобы преодолеть наши желания, алчность, стремление к чему-то. Например, кому-то очень нравятся девушки. После того, как он посмотрел на такой труп, он уже перестает испытывать вожделение, влечение к девушкам. В таком созерцании ключевым является то, что мы созерцаем это тело как не «я», как не являющееся мною. В конечном итоге должен произойти отказ от цепляния за «я», от цепляния за то, что это тело является мною. Помните, мы приводили пример с кукольным театром? Может быть, эта внешняя форма очень красивая, может быть, она уже гниет, но, и в том и в другом случае, это не «я».

          Можно провести аллегорию с автомобилем. Даже если автомобиль сломается и придет в негодность, с водителем-то ничего не случается. Конечная цель 4-х видов памятования состоит не в том, чтобы устранить желания или ненависть, она состоит в том, чтобы устранить цепляние за «я».

          Я хотел показать пример, где я хожу. Можно это заснять, шаги я покажу. Например, я отсюда иду туда (проходит вдоль зала). Когда мы в обычной жизни отсюда сюда проходим, нам кажется, что есть некий «я», который ходит. Я думаю, что сто человек из ста будет считать, что я сейчас здесь прошел. Обычный человек так и считает. Если сейчас нас снимают, и эту видеозапись разбить на кадры, у нас получится условно 90 кадров. На первом кадре впереди будет правая нога, на втором левая, на третьем снова правая и так далее. Это неподвижные отдельные кадры, но, нам представляется, что есть один непрерывный «я», который идет. Мы соединяем эти кадры и нам кажется, что есть человек, который здесь прошел. Действительно, если эти 90 кадров мы совместим и быстро прокрутим, то возникнет впечатление, что здесь прошел человек. Ведь правда? Но, на самом-то деле мы знаем, что это 90 отдельных кадров. Я это уже показывал (демонстрирует светящиеся часы на пропеллере). Нам кажется, что есть непрерывная стрелка, которая движется по кругу. На самом деле, в один момент возникает стрелка, которая находится на единице, в следующий момент возникает стрелка, которая находится на двойке и так далее.

          Я хочу донести то, что у нас в этом примере есть 90 образов хождения, но нет одного непрерывного «я», которое ходит. Есть 90 феноменов хождения, но нет «я», которое прошло. На основе этих примеров (показывает куклу на руке) пояснение этой ошибки: здесь у нас есть рука и есть кукла. В нашем реальном опыте у нас есть способный к восприятию ум и воспринимаемый объект. Действительно так? Например, у вас есть фотография, где вы изображены. Считаете ли вы, что эта фотография – это вы? Очень многие люди этого не понимают. Задумайтесь, у этой фотографии есть способность к восприятию?

          ИЗ ЗАЛА: Это же понятно, что это изображение, а не человек.

          Но, мы же говорим, что это «я». Тогда по другому зададим этот вопрос. Когда вы посмотрелись в зеркало, вот прямо сейчас, в зеркале это вы?

          ИЗ ЗАЛА: Да.

          Тот образ, который находится в зеркале, он может вас увидеть?

          ИЗ ЗАЛА: Нет, это отражение.

          Это же просто игра слов. Конечно, ни один нормальный человек не называет фотографию «я». Или отражение в зеркале. Там изображен я, это мое отражение. Отражение некоего реально существующего объекта. Объект-то существует?

          Мы ведь часто говорим, вот это я. Когда мы себе кого-то представляем мы, конечно, имеем в виду того человека, но, мы же не подразумеваем, что это тот самый реальный человек. Это способность человеческого ума оперировать образами. У нас нет другой способности, мы можем оперировать только образами. Бывает же так, что создается такое непроизвольное ощущения, что это я?

          ИЗ ЗАЛА: Всегда.

          Для такого случая более разумно считать «я» только то я, которое обладает способностью к восприятию. Или считать «я» ту фотографию или то изображение, которое способностью к восприятию не обладает?  Только та, обладающая способностью к восприятию природа Будды, является нами. А те явления, которые не обладают способностью к восприятию, они нам кажутся нами, но, нами не являются, эти явления подвержены возникновению-исчезновению.

          В 4-х видах памятования говорится, что воспринимаемое нами наше тело, воспринимаемые нами ощущения, воспринимаемые нами мысли не являются нами. Когда я привожу пример с этим хождением, как я только что проходил, это природа Будды за счет тела создает такой проходящий образ. Это некий воспринимаемый вами феномен. Точно так же, как вами воспринимается пол, стены, деревья, небо, вообще все пространство, весь мир. Каким же образом воспринимаемый объект может превратиться в меня воспринимающего? Да никаким.

          Сейчас я просто хотел бы, чтобы вы саму идею поняли. Что мы за себя, принимаем воспринимаемое, воспринимаемые нами объекты. И когда эта идея ментально понята, следующий вопрос состоит в том, как мне созерцать таким образом, чтобы ощутить, что эти объекты действительно не являются мною? Бывает же так, что есть кто-то, кого мы очень сильно не любим, и мы увидели его где-то на плакате или на фотографии. Мы ему там что-нибудь зачеркнем или пририсуем что-то или порежем. Здесь тоже есть момент, что вы это изображение принимаете за другого человека.

          Даже когда этот человек реально находится перед нами и мы его очень сильно не любим, допустим, мы его бьем физически, бьем по телу. В этот момент мы его тело принимаем за него самого. А если бы он умер, это было бы точно так же, как если бы мы били его умершее тело. Мы бьем вот это (показывает игрушку), а вот это мы не бьем (показывает на руку).

          ИЗ ЗАЛА: Если мы кого-то бьем, то это доставляет человеку страдание.

          Здесь проблема состоит в том, что он принимает свое тело за себя. То есть, у него такая же ошибка. Если бы он этого не делал, мы бы не достигли своей цели. Только из-за этой его ошибки мы достигаем своей цели, если бы он эту ошибку не делал, то у нас бы ничего не получилось.

          ИЗ ЗАЛА: Если наше тело это не «я», и наши мысли это не «я», то что такое тогда «я»?

          Вот это как раз и надо практиковать! У нас в Чань есть как раз одна из критических фраз, которая используется для практики: «Кто я?». В процессе чаньской практики у вас постепенно исчезает ощущение своего тела. Сначала, когда вы начинаете этим заниматься, вы видите: вот это то, что я воспринимаю, это не «я».  Вот я что-то воспринял. Это не «я», и то не «я». Потом у вас исчезает ощущение тела, исчезает ощущение всего мира, всего пространства. И вот в этот момент раскрывается природа Будды.

          Как раз в 4-х видах памятования раскрывается, как путем созерцания тела, ощущений, ума и его объектов, дхарм, мы одно за одним их проверяем: это «я», это не «я». И мы видим, что это не «я», это не «я», и это не «я». В сутре о 4-х видах памятования очень конкретно это разбирается, а я сейчас общий принцип пытаюсь донести. Задача такой практики состоит не только в том, чтобы устранить желания, устранить привязанность к телу, главная цель состоит в том, чтобы перестать принимать это тело за «я», за себя.

          Когда мы знаем этот общий принцип, мы можем созерцать дыхание или созерцать движения своего тела. В этом созерцании мы должны как раз и приходить к тому, что это не является мною, и это тоже не является мною. В сутре о 4-х видах памятования очень постепенно и обстоятельно разбирается созерцание различных объектов. Но, в самой школе Чань очень непосредственно и сразу проясняются отношения между воспринимающим и воспринимаемым.

          Я читал историю одного из патриархов линии Цаодун по имени Дуньшань Лян Цзе. В этой истории рассказывалось о том, что он переходил через ручей, и в ручье увидел свое отражение. Этому отражению он сказал: «Ты это я, но я – это не ты». В 4-х видах памятования такой глубины еще нет, там просто говорится о том, что это не «я», это не «я», это не «я»… Но, на этом, более глубоком уровне, это и «я» и «не-я». Это достаточно трудно понять. В школе Чань разъясняется, что мое тело – это функция природы Будды. Это такие же отношения как между морской водой и волнами.

          Разные чаньские школы объясняли, что, например, сейчас я разговариваю, мои слова – это функция природы Будды. Но, мои слова, они сейчас есть, а в следующий момент все, нет этих слов, они уже исчезли, а природа Будды не исчезает. В 4-х видах памятования на таком уровне глубины это не разъясняется, они направлены на то, чтобы перестать принимать за «я» свое тело и так далее.

          Когда с помощью 4-х видов памятования человек понимает, что тело не является «я», то, если человек войдет в нирвану и из нирваны посмотрит на это тело, он увидит, что нирвана и тело – это не одно и не два. И не едины и не два разных.

          Я поясню на примере морской воды и волн. Мы не можем сказать, что волны – это не морская вода. Но, в тоже время мы и не можем сказать, что волны – это и есть морская вода. Волны возникают и исчезают, а морская вода не возникает и не исчезает, она есть. То есть то, о чем мы сейчас говорим, это в таких же отношениях находится как вода и волны. Если вот эта идея понятна, то 4 вида памятования для нас будут достаточно ясны.

          Может быть это достаточно сложное и достаточно новое понятие. Я постоянно буду к нему возвращаться.

                                                                  ВОПРОСЫ

          ВОПРОС: Можно ли сказать, что природа Будды в некотором смысле тоже не существует?

          ОТВЕТ: Нет, нельзя так сказать. Она вечно существует.

          ВОПРОС: А «Сутра Сердца» что говорит?

          ОТВЕТ: В «Сутре Сердца» тоже есть эти слова или в «Алмазной сутре». Истинное не пусто. Природа Будды и есть нирвана. Природа Будды не возникает и не исчезает. Природа Будды, тело Дхармы, Дхармакайя, нирвана, пустотность, истинная таковость и праджня – это одно и то же. Это есть великое зеркало или ум мудрости, мудрый ум. В Линцзи еще говорится: недействующий истинный человек. Это та ваша способность видеть, слышать и так далее, которая прямо сейчас существует. Из-за того, что мы цепляемся за объекты, из-за того, что наша вторая мысль, цепляется за нашу первую мысль, возникает различающий ум. И хотя мы принимаем за «я» эти возникающие и исчезающие объекты, но эта воспринимающая способность никогда не исчезает.

          ВОПРОС: Если мысли это не «я», то память это тоже не «я»?

          ОТВЕТ: И вы, и не вы. Мысли также подвержены возникновению и исчезновению. Например, вы сейчас подумали о том, что у нас только что было на ужин, потом эта мысль об ужине исчезла, и ее больше нет.  Однако, наша способность мыслить не исчезла.

          ВОПРОС: Мысль про ужин возникла и она в памяти осталась. Мысль откуда-то взяла эти данные в памяти.

          ОТВЕТ: Память, да. Мысль про ужин уже исчезла, но память продолжает существовать. Память существует, если бы она перестала существовать, вы бы сейчас не знали, кто вы, и где вы находитесь.

          ВОПРОС: А наши чувства это тоже не мы? Например, такие чувства как любовь? Это то же, что и наши мысли?

          ОТВЕТ: И вы, и не вы. Здесь самое главное то, что, если вы испытываете к кому-то любовь, то это на самом деле не любовь к другому человеку. Это любовь к вашей собственной мысли. Мы завтра как раз об этом будем говорить. Если есть какой-то объект, который нам нравится, или который мы любим, обязательно присутствуют две мысли: любимый объект и любящий «я». То есть, первая мысль – это объект и вторая мысль – это моя любовь к нему. Но, на самом деле, как я уже упоминал, вторая мысль по-настоящему не встречается с первой, это только наше заблуждение. Это также как человек сам с собой в шахматы играет. Он то на одну сторону садится, то на другую переходит, там делает ход, потом возвращается и тут делает ход. Точно также и мы сами с собой играем в шахматы. Это подобно тому, как во сне нам снится кто-то и мы как будто его любим. На самом деле и любящий и любимый это вы, смотрящий сон.

          ВОПРОС: Это понятно на уровне концепций, есть ли способ пережить это непосредственно?

          ОТВЕТ: Да, есть способы. Но, вначале нужно понять сами эти идеи и потом использовать подходящие способы для их непосредственной реализации. В 4-х видах памятования речь идет о том, что не должно быть цепляния, не должно быть отвержения: при коротком дыхании я знаю, что это короткое дыхание, при долгом дыхании я знаю, что это долгое дыхание. Но, если возникает попытка изменить одно на другое, это значит, что существует воспринимающий и воспринимаемое. А задача состоит в том, чтобы разорвать эти отношения. В школе Чань есть такое выражение: не присваивать и не отбрасывать. И в более общем виде это еще формулируется так, что последующая мысль не взаимодействует с предыдущей мыслью. Не должна взаимодействовать с предыдущей мыслью. Если какое-то явление, какой-то объект возникает, достаточно просто знать: возник этот объект. Как только после возникновения объекта идет попытка его изменить, это значит, что уже появился воспринимающий и воспринимаемое. Это общий принцип. Понятно?

          ВОПРОС: Меня практическая сторона интересует.

          ОТВЕТ: Про дыхание, про метод мы уже говорили. Если дыхание долгое, я знаю, что это долгое дыхание. Если короткое, знаю, что короткое. Следующее. Вот вы, например, будете вставать, ваш ум должен быть с вами. Вы должны знать, что вот это распрямление ноги, вот это вставание и т.д. Но, если ум не собран в себя, то он постоянно занимается тем, что он присваивает и отбрасывает. Почему нужно ум притянуть к себе обратно, к своему телу? Это для того, чтобы он перестал цепляться за все эти вещи. Я сейчас достаточно конкретизировал? Да?

          ВОПРОС: Мне непонятно, как знание о дыхании помогает мне дышать или помогает понять, что «я» это не я, и мое «я» иллюзорно? Или знание, что я двигаю рукой? Как оно ведет меня к разрушению «я»? Я не чувствую.

          ОТВЕТ: В принципе, это первый шаг. Наш ум постоянно где-то вовне, куда-то убегает и нам его надо собрать. Завтра я вернусь к этому вопросу, сейчас времени уже недостаточно.

Плейлист с видеозаписями всех лекций с ретрита здесь.

Стенограмма: Тамара Языкова.
Правка и форматирование: Валерий Старилов.